Любая деятельность, а тем более инновационная, невозможна без ресурсного обеспечения (кадры, деньги, время, информация, оборудование и т. д.). В отечественной теории и практике как понятие обеспечения инновационной деятельности широкое распространение получила такая категория, как «провайдинг инноваций». Слово «провайдинг», которое происходит с английского дословно означает «обеспечение» или «тот, что обеспечивает». И хотя более всего данный термин используется в сфере Интернет доступа (интернет-провайдинг, хост-провайдинг, контент провайдинг, провайдер и т.п.), однако в последнее время все большее применение приобретает и в инноватици.
В научных публикациях под «инновационным провайдинга» понимают комплексный целостный процесс формирования, воплощение в жизнь и дальнейшего сопровождения системы мероприятий по созданию и продвижению на рынок новых товаров или услуг, чья конкурентоспособность основывается на использовании новых научных знаний и прикладных разработок — наукоемких продуктов и услуг. Понятие инновационного провайдинга шире, чем инновационной деятельности, поскольку он имеет целью активное формирование рынка инноваций и получения прибыли при использовании инноваций как товара.
Инновационный провайдер рассматривается как субъект предпринимательской деятельности, осуществляет апробацию и внедрение инновационных проектов с привлечением инвестиций и выполняет техническое сопровождение контрактов в системе взаимоотношений производства и реализации инновационной продукции. Провайдеры фактически выступают посредниками между владельцем интеллектуальной разработки и производителем инновационной продукции и на основе партнерства обеспечивают инвестирования и продвижения последней на рынок, выплачивая роялти оригинатора (авторам) и франчайзерам.
В качестве функций инновационного провайдера предлагается понимать следующее:
- оказания помощи владельцу научной разработки для вхождения в предпринимательскую среду;
- осуществление инвестирования и предпринимательской сопровождения инноваций в реальную экономику государства;
- содействие привлечению в отрасль финансовых ресурсов;
- осуществление апробации и внедрения инновационных проектов;
- технологическое контрактации производства и реализации наукоемкой продукции;
- выполнение посреднических функций.
Ключевым моментом развития инновационной инфраструктуры аграрного рынка является формирование предпринимательского сектора с участием инновационных бизнес-провайдеров. Структуру аграрного рынка инновационной продукции на основе инновационного провайдинга можно представить как сочетание сфер государственного регулирования, аграрного производства, науки и агробизнеса. Которые поддерживают инновационный процесс на всех стадиях научно-технических исследований и разработок, опытно-экспериментального испытания и инновационно-венчурного сопровождения к конечному потребителю. Ведущую роль в данной структуре должны играть специализированные малые и средние инновационные предприятия. Основной функцией которых является доведение научных исследований и разработок. В которых нуждается рынок, до готового продукта (технологии), а также его апробация с последующей передачей в крупномасштабное производство.
Основными препятствиями формирования системы инновационного провайдинга можно назвать:
— несовершенство законодательной базы (нескоординированность законодательных актов между собой и их несоответствие экономической ситуации в стране) отсутствие бюджетного финансирования инновационных преобразований;
— неэффективность стимулов для привлечения предприятий в инновационно-инвестиционный процесс;
— несовершенство правовой защиты интеллектуальной собственности.