Кризисный период вызвал в деятельности как финансовых институтов, так и ИТ-компаний ряд негативных тенденций. По результатам 2014 банки резко сократили объемы кредитования на фоне значительного, более 60%, уменьшение депозитного портфеля. Достигнутые низкие показатели банковской маржи и чистого спрэда как в деятельности ведущих банков, так по банковской системе в целом привели к резкому снижению эффективности и убыточной работы банковских институтов. По данным госрегулятора рынка с него выведено 33 банка, еще в 17-ти введена временная администрация. Последствия кризиса привели к тому, что ИТ-расходы в банковском секторе сократились на 26%. Это при том, что банки, а в частности их ТОП-20 являются основными клиентами ИТ-компаний.
Еще хуже ситуация в деятельности около банковских учреждениях
Сращивание банковского и страхового капитала усилило негативные тенденции в работе life- и nonlife-страховщиков, вызвав потерю ими ликвидности и сокращение портфеля страхования кредитных рисков.
Последствия кризиса не обошли и деятельности ИТ-компаний, отток клиентов которых составил около 10%. По мнению экспертов, ИТ-рынок в 2014 году сократился на 42%, а объемы передаваемого в пользование программного обеспечения на 37%.
Такие негативные тенденции заставляют как финансовые институты, так и ИТ-компании прибегать к поиску и внедрению новых услуг, эффективных в кризисный период. Услуги ИТ-компаний и финансовых учреждений своим клиентам тесно взаимосвязанными: новые нестандартные ИТ-услуги позволяют финансовым институтам совершенствовать свою деятельность, внедрять на рынок инновационные финансовые продукты, а затем и повышать свой инновационный потенциал.
В частности, для банковских и около банковских учреждений в кризисный период особенно актуальны решения следующих проблемных вопросов:
- поиск эффективных методов неценовой конкурентной борьбы за депозитария, поскольку сомнительно (однако действенное в прошлом) резкое повышение процентных ставок по вкладам для увеличения депозитного портфеля, в современных условиях уже не сработает;
- анализ клиентурной базы и причин оттока клиентов;
- поиск путей повышения эффективности работы и сокращения расходов (в том числе и расходов на ИТ услуги);
- развитие альтернативных каналов распространения / предоставления финансовых продуктов / услуг;
- поиск альтернативных депозитарного источников увеличения ресурсной базы;
- активное внедрение интернет-услуг и электронной коммерции;
- поиск возможностей внедрения инновационных решений таким образом, чтобы не менять радикально внутреннюю «архитектуру» финансового учреждения.
Поэтому услуги ИТ-компаний финансовым институтам должны быть ориентированы на содействие эффективному решению тех проблем, которые стоят перед их клиентами.
Реализация предложенных антикризисных мер в деятельности финансовых учреждений частично / полностью базируется на использовании услуг ИТ-компаний
Это обеспечивает повышение как конкурентоспособности отдельных банковских или страховых продуктов, так и инновационного уровня и уровня конкурентоспособности финансового института в целом.
Для банковского сектора национальной экономики постоянной проблема поиска источников наращивания ресурсной базы, особенно остро проявляется в кризисный период. Рядом с ней длительное время остается нерешенным вопрос обеспечения ликвидности работы банков. Обе проблемы тесно связаны между собой и могут быть решены только благодаря применению комплексного подхода, который должен обеспечить сбалансированность кредитного и депозитного портфелей по валюте, объемами и сроками. Предлагаемые антикризисные меры в первую очередь касаются усовершенствования кредитной, депозитной и процентной политики, благодаря чему даже при неблагоприятных условиях банки могут достичь запланированного уровня чистого спрэда и банковской маржи.
По антикризисному менеджменту в деятельности самих ИТ-компаний, то они, по мнению экспертов, должны переориентироваться на интеграцию ИТ-сервисов, расширение клиентурной базы путем удовлетворения потребностей малого и среднего бизнеса, диверсификации услуг для силовых структур и общественных организаций, участие в создании финансово-технологических стартапов. В том числе финансовых супермаркетов, и предоставления ИТ-услуг в сфере Р2Р-кредитования.